Экспедиция Алтай - пустыня Гоби - Байкал.

 

День первый. Он традиционный самый, подумаете вы, но не тут-то было.
Старт экспедиции был намечен на 10 утра 10-го июля. Но, к счастью, мы вовремя узнали, что Монголы отмечают свою летнюю медиану, а точнее праздник Наадам. Длится он три дня, с 11 по 13 июля. Мы вспомнили, как три дня не могли заправиться во время фестиваля «Большой Алтай», пока заправщик лихо отплясывал на этом самом фестивале, молниеносно мобилизовались, и в час ночи выдвинулись из Барнаула. Около 3-х часов дня были уже на границе. Рабочего дня у пограничников оставалось считанные часы, так что они, как в старой советской песне, были добры и веселы. Поэтому контроль мы прошли очень быстро.

Раннее утро в Горном Алтае Алтай
Граница Монголия Россия Монгольский полисмэн

К вечеру прибыли в город Баян-Ульгий. На въезде нас остановили и обработали колёса, как на границе. Ну, надо - так надо, значения не придали.
Как бы тщательно мы не собирались и не готовились, некоторые продукты везти из России просто бессмысленно, поэтому нашей первоочередной задачей было пополнить запасы скоропортящихся продуктов и, чего уж скрывать, алкоголь здесь отличный. Да при этом ещё и дешевый. Бутылка качественной монгольской водки объёмом 0,75 стоит примерно 350 рублей.  Но, просто так её не раздают, и даже за рубли не отдают, поэтому отправились менять деньги. Рабочий день уже закончился, а канун праздника, видимо, сократил его ещё больше. На одном из закрытых обменников висел листок бумаги с номером телефона и, очевидно, с информацией. Обратились к местной девушке - прохожей с просьбой разъяснить. Как выяснилось, помогли и девушке, потому что она вспомнила, что где-то оставила свой мобильник и убежала на его поиски. Но вернулась. Спустя минут 30 переговоров, по указанному на листке номеру и всем последующим, куда её переадресовывали, дверь в обменнике приоткрылась. Вышла пожилая женщина и молодая девушка. Женщина - старушка – обменщица с двумя сумками в руках. В одной доллары, в другой тугрики. Девушка - её внучка, говорящая по-русски, отлично всё объяснила бабушке. И мы по очень хорошему курсу обменяли часть рублей на тугры.  Но, поменять всё, что планировали, как-то не решились…бабушка всё-таки.
Значительно разбогатев, отправились в турецкий ресторан. В сравнении с традиционными монгольскими заведениями там просто отлично. И готовят вкусно, вот только алкоголь запрещён.
После плотного ужина двинулись к предполагаемому месту ночевки. На поляну на берегу реки Ховд. Примерно в 10 км от города.

Баян-Ульгий Баян-Ульгий
Обменник Монгольский проспект


День второй. Ничем особо не примечательный.
Утром проснулись и услышали жалобный плач. Это сальник на  одном из автомобилей просил срочной замены. Мы ребята опытные и запасливые, поэтому сальник у нас был. Но не тот, который нужно. Поехали в Баян-Ульгий. Там разговорились с местными, если это можно назвать разговорились, и выяснили, зачем нас вчера опрыскивали на въезде. Оказывается, у них эпидемия ящура и карантин. Для человека вирус особой опасности не представляет, но всё равно мы решили, что нам пора в путь. Да, вот прямо сейчас! Вот только оставшиеся деньги поменяем и поедем. Подъезжаем к обменнику. Закрытая дверь, листочек с телефоном. Наадам то в разгаре! Действуем по отработанной схеме. Бабушка с сумками и внучка переводчица.

Купили ещё продуктов, поменяли сальник, позавтракали в местном ресторане и поехали дальше. Километров через 70 остановились на полуднёвку на берегу озера Толбо-Нуур. Отдохнули, порыбачили. Что-что, а рыбалка в Монголии на хариуса и османа заслуживает отдельных рассказов.

На озере Толбо-Нуур Полудневка на озере Толбл-Нуур
Радуга на озере Толбо-Нуур Местные

Третий день можно озаглавить как день начала Хушура.
С утра выдвинулись к городу Ховд. Пообедать решили в ресторанчике. Меню оказалось без картинок, поэтому обратились за помощью. Жестами объяснили (нет, точно пора учить монгольский!), что нам нужна еда, состоящая из мяса, картошки и ещё чего-нибудь. Нам посоветовали Хушур. Заказали как обычно. Каждому по порции, итого 12, и ещё несколько блюд. Если вы были в Монголии и  пробовали Хушур, то уже, наверняка, посмеиваетесь. Хушур это чебурек. По сути нас не обманули. Мясо в них было, а овощи и картофель лежали аккуратной кучкой с краю, видимо, для украшения блюда. На первой тарелке, которую нам принесли, было 5 или 6 хушуров. Из чего мы сделали вывод, что монголы просто сложили наш заказ в общую тарелку. Но, когда принесли вторую, третью, четвёртую…мы осознали масштаб трагедии. Зал ресторана постепенно заполнял чад. Похоже ни персонал, ни вытяжка(если она вообще была) не были готовы к такому объёмному заказу. Двух порций более, чем достаточно для полной сытости трёх взрослых людей. Есть уже никто не мог, а они всё несли и несли. По результатам готовности всех блюд выяснилось, что в общей сложности мы заказали порядка 72 чебуреков и еще пару блюд. Да! Для этого стоило идти в ресторан! Делать нечего, сидим, ждём, пока они всё дожарят, и забираем остатки с собой. Кстати, хушур это очень вкусно и недорого. Около 150 руб. за порцию.

Женя с соколом Дорога на Ховд
Броды по дороге в Ховд Ховд

Вот некоторые подробности об этом загадочном блюде, которые мы узнали уже по возвращении: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D1%88%D1%83%D1%80 .
Когда отдышались, отправились побродить по городу. Сфотографировались у огромного монгольского сапога, которым предприимчивые монголы замаскировали трубопровод. Пополнили запасы питьевой воды. А поздно вечером подъехали к озеру Хаз-Ус-Нуур на ночёвку. Местность вокруг него заболоченная, а днём температура очень высокая. Понимаете, к чему клоню? Когда мы вышли из машин нас окружили тучи комаров. И это не красивая метафора, поверьте. Такое количество кровососущих мне никогда не встречалось. Мы были вынуждены ретироваться. Проехали ещё километров 70, причём в горы, подальше от воды. Вышли из машин и поняли, что попали в царство неведомых нам горных комаров. Поэтому решили, что если уж без комаров никак, то лучше у воды. Спустились к ручью. Мы не первый раз в Монголии, но комаров не видели никогда. Вообще. Поэтому репеллентами не запасались. В итоге палатки ставили как на турслёте. С рекордной скоростью. Ужин готовить никто не рискнул, поэтому забившись в палатки радовались Хушуру. Спасибо усталости, иначе уснуть под такой устрашающий гул комаров было бы невозможно. 
В качестве P.S. добавлю, что репелленты нашлись на 8-9 день в районе Улан-Батора в экипаже Рокки. Случайно…

На въезде в Ховд В Ховде
Супермаркет города Ховд Закат

Четвертый день. Китайская Греция.
Проснулись от призыва Дениса: вставайте на завтрак! На наш вполне резонный вопрос: ты что, приготовил завтрак?! Денис ухмыльнулся: нет, пора комаров кормить! Встали. Чем завтракали комары и так понятно, а вот что ели мы, угадайте? Правильно - Хушуры. Они не собирались заканчиваться. Больше них было только комаров. Свернули лагерь и двинулись в путь. Примерно через 150 км въехали в город Дарви. Он просто поразил нас ассортиментом магазина, в который зашли за сувенирами. Миниатюрная Греция. В том смысле, что есть всё. От бытовой техники и одежды, до мелкой сувенирной продукции и продуктов. Ну, или Китай, если внимательно присмотреться к тому, что именно есть. Здесь главное внимательно выбирать. Цены на реальные монгольские товары ничем не отличаются от похожих на них китайских аналогов.  От души потратили деньги и двинулись по направлению к посёлку с родным названием Алтай. Это был самый продолжительный и самый сложный перегон. Более 400 км. Мы, словно гонимые полчищами комаров всё ехали и ехали. За Алтаем перебрались через перевал и встали  на ночлег в чистом поле на берегу высохшей реки. Ну и что, что без воды. Зато и без единого комара.

Алтай Пригород Алтая
Верблюды Монголии Владимир снимает верблюдов
Закат на перевале Разбиваем лагерь

Пятый день. Поселки, перевалы, красота!
Подъём был очень ранним, так как планировали ещё один большой пробег. Где-то через километр от нашего лагеря оказался ручей, до которого мы вчера просто не доехали. Хоть и очень маленький, а всё же пригодился бы вчера. Но он и сегодня пригодился. Все с удовольствием в нём поплескались. Проезжающие мимо монголы улыбались. В какой-то степени чистые, но свежие и довольные мы прибыли в посёлок Бигэр. В центре есть скважина с чистой ледяной водой. Обновили абсолютно все запасы. Практически без остановок к вечеру добрались до Шинэ-Джинст.(Кстати, до этого посёлка везде  есть бензоколонки. После него они нам не встречались дня три!) По дороге встречали несколько посёлков, проезжали по ним, чтобы впитать как можно больше знаний об этой удивительной стране, а если честно поглазеть. Встречались нам и очень красивые перевалы. Но, особо, нигде не задерживались. В обед доели, не поверите, последние хушуры!!! Вас, наверное, уже смущает свежесть этого блюда? Нет, всё с ним было в порядке. У нас был холодильник, а у Хушура, видимо, иммунитет. За день преодолели 350 км. Лагерь разбили за посёлком на берегу русла высохшей реки.

Монголия На подъезде к пустыне Гоби
Перевал Монгольские села
Козы Вечер у поселка Шинэ-Джинст

Шестой день. Совет да любовь! Вокруг танцующих песчаных дюн.
Утром собирались неспешно. Рядом бродили козы. Мы любовались ими, они нами. Побродили по окрестностям. Фотографы и видеооператоры оторвались на полную катушку. Затем мы так же плавно двинулись вверх по руслу реки, у которой ночевали. Проползли так км 30 вверх.  Наши УАЗы довольно легко справлялись. Мы их специально подготовили к таким нагрузкам. И температурным, в том числе. Поднялись в верховья к предполагаемому истоку реки. Плоское русло служило нам своеобразной дорогой. Оно становилось всё шире, и мы сами не заметили, как въехали в пустынную часть. Нас встретил страж. Огромное дерево всё сплошь увязанное синими ленточками. Такие места – «контактные зоны» между мирами, жители степи выделяют как святое пространство. Завязать ленту - значит принести жертву духу этой местности. А вообще, обряд немного сложнее. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения дерево или любое другое «обо»-так называется это место - обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Поэтому каждый оставил что-нибудь. Ленточки, шоколадки, монетки и прочие мелочи. И, раз уж вы читаете этот отчёт, смею предположить, что «обо» остался доволен и отпустил нас с миром.

Дерево в степи Фото у дерева
Монголы оставляют деньги Женя жертвует

Температура существенно повысилась. Градусов до 40-45. Началась пустыня. Не знаю, какие ассоциации возникают в голове у вас при слове пустыня, но это красота!  Отполированная ветром и камнями гладь, вдалеке песочные барханы, небольшие сопки и лишь изредка саксаулы. Один из них мы водрузили на нашего Дэйла, чем сделали из УАЗки какого-то механического оленя. Забавно было. За каким-нибудь барханом машину не видно, а вот рога – пожалуйста!
Скорость значительно увеличилась. 80 км\ч легко. Машинки прекрасно себя чувствовали.

Пустыня Гоби Олень

Совершенно случайно наткнулись на оазис. Хотя, как ещё можно найти в пустыне оазис?! Небольшой водоём где-то 3х30 и глубиной не больше метра. Окружённый растительностью. Вода чистая, даже питьевая, так как там был ручей. Но запас воды у нас был ещё на 3 дня, поэтому просто вдоволь купались-плескались.
Передохнули немного и выдвинулись в направлении каньона Хермин-Цав.

Гоби Оазис в пустыне Гоби

На пути нам повстречались останцы. Это такие элементы рельефа, как каменно-песчаные столбы. Они образуются в результате выветривания. Выглядит, конечно, потрясающе. Останцы стоят целыми группами. Маленькие и большие. А есть просто гигантские с подходом и смотровой площадкой. Именно на такой столб взобрался Костя и сделал предложение своей девушке Юлии! Кстати, она согласилась.)

Юлия и Константин Константин делает предложение


Радовались, аплодировали, поздравляли молодых! А потом поехали дальше. Км через 20 на одном УАЗе сорвало патрубок с гидроуселителя. Пришлось останавливаться для ремонта. Если хотите представить себя на нашем месте, возьмите какую-нибудь деталь. Желательно неисправную. И отправляйтесь с нею в сауну чинить. Если ещё по полу рассыпать песок, вы практически в Монголии!

Чиним Чипа Роман спасается от жары и палящего солнца

Но вдруг подул лёгкий ветерок. О, как же это было приятно! Мы вздохнули с облегчением, но наш бывалый фотограф быстро спустил нас с небес на землю: здесь ветер просто так не дует. Мы обернулись и поняли, что он прав. Примерно половина горизонта стала тёмной и стремительно надвигалась. Песчаная буря. Её стало заметно км за 70! Ещё бы, на такой гладкой поверхности. Ремонт пошёл быстрее. В ветерке прибавилось песка. Очень быстро прыгнули по машинам и стали спускаться в каньон. Буря накрыла его, как только мы заехали.

Надвигается песчаная буря Жара +45

Сидели там часа 4. Буря нас не касалась напрямую, но в воздухе была песчаная взвесь, да и жару никто не отменял. Поэтому дышалось довольно тяжело. Но за это время мы поставили лагерь, а когда буря стихла, пошли прогуляться. 
Во-первых, из-за высоких природных стен на дне каньона очень рано исчезло солнце и стало прохладно и уютно. Во-вторых, неожиданное количество дров. А в-третьих, красота!
На скалах видна вся история их образования. Как слоёный пирог. Только слои отмеряются миллионами лет и не повторяются. А ближе к вершинам, на выступах мы заметили гнёзда. Птиц не видели ни разу, хотя может оно и к лучшему. В диаметре птичий домик достигал 1,5 метров.

Гуляя по каньону сделали одно не очень приятное открытие. В кустах, напоминающих наши камыши, живут клещи. Очень много клещей. Здесь вообще всё как-то с перебором. Если комары, то целыми тучами. Если клещи, то в тех же количествах. А вот если чего-то нет, то не просто нет, а совсем нет!

В этот день у нашего новоиспечённого жениха был день рождения, поэтому невеста готовила праздничный ужин. А мы сделали «Факел-Фан». Это, кстати, авторское. Ничего особенного. Отрезок ствола старого сухого дерева вычищается изнутри и поджигается там же. «Факел-Фан» готов. Сидели долго и душевно. Наблюдали за гекконами, которые сновали туда-сюда по стенам каньона.

Пески Хэрмэн Цав У каньона Хэрмэн Цав
Хэрмэн-Цав Хэрмэн Цав
Костя в песках Закат

Закат

Седьмой день. К горизонту.
Побродить по предполагаемому кладбищу динозавров хотелось подольше, но из-за невыносимой жары до +45 пить стали намного больше, а запасы пополнить было негде. Поэтому днёвку устраивать не стали, а тронулись в сторону Улан-Батора. До свидания пустыня Гоби. Наша следующая цель  знаменитые песчаные барханы Хонгорын Элс. Двигались в основном по пустыне, поэтому за день прошли около 300км. По дороге нашли источник , где смогли пополнить водные запасы. А лагерь разбили в небольшом уютном каньоне. В этот вечер за ужином сожгли "рога Оленя" из саксаула.

Гоби остается позади Стоянка в каньоне

Восьмой день. Пески, поющие под шум дождя.
Рано утром продолжили путь и к обеду уже были в песках. Хонгорын Элс, они же "Светло-рыжие пески" простираются почти на 200км  к югу от хребта Гурван Сайханы нуруу.  Величественные барханы совершенно потрясающее зрелище. Держу пари, когда вам говорят слово пустыня, вы представляете именно это. Миллионы, наверное, тонн песка уложены ветром в причудливые изгибы. Об этих песках ходят легенды, что в ветреные дни здесь можно услышать чарующие мелодии, удары барабанов, голоса.  Мы ничего не слышали, но накатались по барханам досыта. Одного УАЗа даже засадили.
Хонгорын Элс одна из главных достопримечательностей Монголии, поэтому неподалёку расположены несколько туристических кемпингов. Первый попавшийся нас не впечатлил, решили проехать до следующего.

Пески Хонгорын Элс В песках Хонгорын Элс

По дороге нам встретились два развесёлых мопедиста у которых закончился бензин. Они просили немного 80го, но у нас его не было. Думаю от 95го, который мы им отлили, мопеды приобрели просто реактивную мощь. Благодарные монголы начали угощать нас сигаретами. Всех, даже не курящих. Трогательно... 
Лучший кемпинг нам не встретился, поэтому на ночлег встали в поле. В Монголии, кстати, ночью вполне безопасно. У них там негласный закон, ночью почти никто не передвигается. Очень легко заблудится. Поэтому мы отъехали км на 2 от дороги и заночевали.
Ночью шёл дикий дождь. Промокло всё и все.

Поделились бензином с монголами Вечер

Девятый день. Почти 5 звезд.
Выражение: утро добрым не бывает! Сегодня было актуально как никогда. Ночью почти все вымокли. Поэтому очень спешно собрали лагерь и помчались в поисках тепла и уюта к ближайшей стоянке. Рядом с посёлком Сайхан-Овоо находится просто отменный кемпинг Mongolian Secret History. К обеду были там. Правильнее сказать не кемпинг, а юртинг. Юрты, конечно, не настоящие, но очень хорошо стилизованные. С хорошими кроватями, постельным бельём и прочими, снившимися нам уже пару дней вещами. Очень уютно.
Этот юртинг выгодно выделяется на фоне всех, которые нам встречались. Уровнем сервиса, кухни и прочего. Можно принять душ, сделать массаж, посетить ресторан и прачечную. Причём, по достаточно приемлемым ценам: ужин- 300руб (13тыс тугриков) и проживание рублей 500. По приезду все сразу же побежали мыться и обедать. Неизвестно, чего хотелось больше. Потом медленно шатались по базе.

Мчим по Монголии Юртинг

Десятый день. Молчаливые люди, удивлённые птицы.
С утра позавтракали в ресторане. Собрались и поехали культурно обогащаться. Рядом с юртингом находится  древний монастырь. Мы были там на экскурсии. Долго размышляли, стоит ли тратить такие деньжищи на билет, ну да ладно. Один раз живем!  И заплатили по 20 рублей за билет. На входе стоит юрта, в которой можно купить сувениры, причём реальные артефакты. Не дёшево, кстати, но эксклюзивно. Сам монастырь нам понравился, а вот экскурсия не впечатлила. Её проводил пожилой молчаливый монгол. Умыл нас водой из какого-то, наверное, священного источника, сыграл на кумусе и проводил в помещение, сплошь увешанное шкурами животных. Мы самостоятельно попытались проникнуться важностью момента, а наш проводник вдруг выдал: фото 100 рублей. И пропал. Мы ещё какое-то время побродили, пофотографировали и, где-то в районе обеда, поехали дальше в направлении Улан-Батора.

Древний моностырь Моностырь

Весь оставшийся день провели в дороге. Стала появляться растительность. Козы сменились коровами и даже лошадьми. 92 - это love в монголииК 9ти вечера увидели справа от дороги озеро. Всем уже хотелось окунуться в воду. Рыбаки вообще дружно взмолились, нервно теребя снасти.  Подъехали к озеру. Птицы, очень похожие на наших чаек, которые ходили посередине озера пешком, очень удивились. Озеро оказалось солёным, берега топкими, запах вокруг скверным. Рыбаки молча смотали снасти. На ночёвку встали на берегу, так как ехать дальше было уже поздно.

Одиннадцатый день. Великий полководец и его гудящие потомки.
Выехали рано. К обеду  уже были в Улан-Баторе. Город, кстати, чем-то похож на Барнаул. Ритм движения, автобусы, но очень наглые водители!!! Наверное, необлагаемые таможенными пошлинами автомобили менее ценны...Поэтому на мелкие ДТП здесь внимания не обращают. Даже не останавливаются. И непрерывно сигналят. И ещё отличаются здания. Они более дорогие, можно сказать шикарные. Не все, конечно. Банки, гостиницы, офисы.
Наша команда разделилась на несколько групп по интересам. Кому-то нужен был банк, кому-то интернет, а ночевать в городе мы не планировали. Часа через 4 собрались и поехали поглазеть на знаменитую статую Чингисхана.
Это второй момент, который не забудет никто и никогда. Первый это комары, если вы помните. Памятник находился в 50 км не в ту, которую нам надо сторону от столицы. С этим как-то смирились сразу, а вот ливень, который накрыл нас по дороге, настроение подпортил. Но мы упрямо двигались вперёд. Решили подкрепиться по дороге, потому что увидели придорожное кафе. Это как наши шаурмешни, только с Хушурами. А хушуры мы уважаем и любим.  Взяли по нескольку штук, но не тот хушур…не тот.
Плюсом к дождю добавился ремонт дороги. В Монголии это,  впрочем, как и всё остальное, делается своеобразно. Например, объезды не предполагаются, а брошенные автомобили не эвакуируются. С каждым километром статуя становилась всё желаннее. И мы доехали!
Памятник Чингисхану Эта  конная статуя крупнейший из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире. Её высота вместе с постаментом около 50 метров. Стоит она здесь не случайно. По легенде именно в этом месте, еще юношей, Темуджин нашел золотой кнут – символ успеха. Это позволило ему объединить монгольский народ, стать Чингисханом и завоевать полмира. По периметру расположено 36 колонн, символизирующих 36 ханов, правящих Монголией после Чингисхана.
В двухэтажном постаменте размещаются художественная галерея, музей, бильярдная, рестораны, сувенирная лавка и конференц-зал. На голове лошади смотровая площадка. Но всё это мы посмотреть не смогли, так как со всеми дорожными приключениями немного опоздали и, чтобы подойти к великому полководцу, пришлось уговаривать местного смотрителя. Уговорили.
После осмотра решили всё же продолжить путь, несмотря на глубокую ночь, чтобы утром оказаться поближе к российской границе. Вернулись к Улан-Батору и через него двинулись в сторону Улан-Удэ. Где-то в три часа ночи всё же остановились на мобильный сон.

Улан-Батор Улан-Батор
Памятники в Улан-Баторе Памятник в Улан-Баторе


Двенадцатый день. Тайга, озёра, бездорожье.
Часов в 6 уже продолжили путь. Наверное, запах родины манил. После небольшой хозяйственной возни выехали. Кстати, от Улан-Батора до Кяхты дорога асфальтированная  и платная. Где-то 5 КП по сбору дани,  где-то по 20 рублей с машины. Но в тугриках!
Часам к 3м дня подъехали к пограничной  заставе города Кяхта. Мы предполагали, что можем наткнуться на замок, так как на календаре воскресенье, но нет. Оказалось, что ребята работают по каким-то международным стандартам. Мы без особых проблем прошли контроль. А ещё были приятно удивлены ассортименту дьюти-фри (duty free). Имейте ввиду.
От Кяхты км в 80 нашли озеро с родным названием Гусиное. Само озеро тоже не простое. Расположено в межгорной Гусиноозерской котловине на высоте 500—600 м. Посредине  возвышается остров. У местных называется  Осередишь, на котором живут птицы. Поэтому когда в этих краях появились русские переселенцы озеро перестало быть Кулун-Нор и стало Гусиным. По берегам кочуют селенгинские буряты, у них там несколько священных мест, которые называются кумирни. А в самой главной— Гусиноозерной — живет верховный лама — "хамбо-лама". Это на случай, если вы решите здесь задержаться и побродить по окрестностям.  А нам озеро запомнилось как очень чистое и тёплое.
Наша следующая цель посёлок Бабушкино. Посидев с картами и навигаторами выяснили, что сказка продолжается, так как из двух возможных дорог одна сулила нам потерю времени, другая коня.  Если быть точнее, то в объезд по трассе через Улан-Уде км 300. Напрямую 80.  Временем мы дорожили, да и в конях наших железных не сомневались. Поехали прямо.
Дорога интересная и не простая. Проходит по байкальской тайге. Попался участок протяженностью км 10 на котором мы даже порубились. К посёлку добрались примерно к 6 часам вечера и выбрались на федералку.
Накупили Омуля и прочих местных деликатесов. Планировали ночевать за Иркутском, но потом скорректировали маршрут и остановились на берегу Байкала недалеко от Выдрино на теплом песчаном пляже.

По Байкальской тайге На Байкале

Тринадцатый день. Особенности Байкальской бани.
С утра Липецкий экипаж вынужден был нас покинуть. Как говорится, по независящим от него причинам.  К ним присоединились и двое новосибирцев, которых тоже ждали трудовые будни. А все оставшиеся с превеликим удовольствием отстояли днёвку. Поставили баню прямо на берегу. На озере поднялись небольшие волны, в которые мы и ныряли напарившись. Рыбачили и просто отдыхали.


Четырнадцатый день. Туристический.
С утра отправились в путь. Мы никуда не торопились, поэтому двигаясь вдоль Байкала наслаждались природой, дорогой, местной кухней в придорожных кафе. Ели Бузы, сравнивали их с  Хушуром. Явного лидера не выявили. Вкусно и то и другое.
Проехали весь день, а поздно ночью заночевали км в 300 от Красноярска.  И то, только потому, что на одном УАЗе оторвало панару. Требовался ремонт.

Стартуем с Байкала Выезжаем с Байкала

Пятнадцатый день. Небольшой крюк и дома.
С утра панару заварили. И почти без остановок домчали до Кемерово. Немного передохнули. И двинулись дальше. Около 6 утра были в Новосибирске. Это было не запланировано. Дело в том, что новосибирцы приехали втроём, оставили машину в Барнауле и присоединились к нам. Обратный путь планировался в том же составе,  но так как двое из них были вынуждены уехать раньше, третьего нам пришлось в Новосибирск завозить. Но нам не сложно. А часам к 9 утра и сами вернулись в Барнаул.

Обед на Енисее Домой...
  Фотосъемка Александра Дверникова.
Команда Ex-Pro





Нравится